Сторонники Кремля подозреваются в том, что они создают мошеннические статьи, призванные выглядеть так, как будто они опубликованы Le Soir и Guardian.

Поддельные статьи, сделанные так, будто они были опубликованы на законных новостных сайтах, стали новым средством пропаганды в Интернете, а эксперты обеспокоены растущей изощренностью последних попыток распространения дезинформации.

Предполагается, что сторонники Кремля стоят за целым набором мошеннических статей издевательского содержания, опубликованных в этом году, будто они из аль-Джазиры, США, бельгийской газеты Le Soir или английской Guardian.

Создатели этих статей придавали им подлинности, создавая сайты-клоны с доменными именами, очень похожими на новостные организации, от которых они якобы опубликованы. Истории затем распространялись по миру через массовые публикации в социальных сетях и других веб-сайтах — часто русских — после появления статьи.

Поддельное расследование Le Soir в феврале доказывало, что Саудовская Аравия финансирует французскую президентскую кампанию Эммануэля Макрона, в то время как в июле поддельная статья аль-Джазиры утверждала, что Сауды подкупали журналистов из российских информационных агентств, а также, что семья президента Азербайджана вложила сотни миллионов в Израиль.

Поддельная статья Guardian, появившаяся ранее на этой неделе, процитировала сэра Джона Скарлетта, бывшего главу MI6, сделав ложное утверждение о том, что революция роз в Грузии в 2003 году была спровоцирована британскими и американскими разведывательными службами для дестабилизации России.

Люди, стоящие за мошеннической статьей, создали веб-сайт, похожий на оригинал, и сделали имя домена правдоподобным, заменив букву «i» в Guardian на турецкую.

История была удалена из Интернета в течение нескольких часов, как и из Facebook сообщений, включая ссылки на нее.

Бен Ниммо, старший научный сотрудник в области цифровой судебной исследовательской лаборатории Атлантического совета и эксперт в области распространения дезинформации, предупредил, что поддельные статьи по-прежнему оказывают влияние даже после того, как они были развенчаны, и что злоупотребление английским языком может даже не иметь значения, если главной целью пропаганды были русскоязычные.

Ниммо сказал, что в последние месяцы мошенники продемонстрировали прогресс в попытке имитировать Le Soir в начале этого года, который имел «существенно иной» URL. «Это сложный материал, но язык их выдал. Они использовали типичные ошибки, которые являются классической подписью русских ораторов », — сказал он.

«Это делает подделку очевидной для носителей языка, но, возможно, англоязычная публика не является главной целью. Распространение материала в основном происходило в русскоязычном сегменте интернета, что заставляет меня думать, что конечная цель — русские».

На российском веб-сайте Pravosudija.net были переведены поддельные статьи, которые якобы были из аль-Джазиры, Атлантики и Гаарец.

Ниммо сказал, что невозможно доказать, кто стоит за статьями, но что «очень вероятно, что люди, которые это сделали, являются сторонниками Кремля».

Даже после того, как доказывалось поддельность статей, они все еще распространяются. Телеканал Ren TV, который известен производством прокремлевского контента, выпустил не один материал по удалённым фейковым статьям.

Создание поддельных иностранных статей, а затем их просмотр, сопровождаемый отечественными поставщиками новостей, — это пропагандистская техника, в которой Россию обвиняли и ранее. В 1983 году КГБ разместил якобы рассказ в индийском журнале, в котором утверждалось, что СПИД является продуктом военных исследований США. Затем эта история была подхвачена советскими организациями и распространилась по всему миру.

В Facebook говорят, что предпринимается ряд шагов, чтобы остановить распространение дезинформации с таких сайтов. Помимо объявлений о том, как выявлять ложные новости, в Германии и Франции тестируется ряд мер по борьбе с мистификационными статьями, включая более простые способы сообщать о проблемах в Facebook и помечать истории как спорные.

Однако, создание сайтов-двойников показывает, что техника развивается быстро. И поскольку подделки публикуются на отдельных доменных именах, а не распространяются фейки с ссылками на реальные новостные порталы, им сложно, если не невозможно, остановить работу таких медиаорганизаций.

На данный момент наиболее эффективным подходом является обеспечение того, чтобы статьи были быстро удалены из Интернета после их публикации, чтобы Google и гиганты социальных сетей удаляли ссылки на статью.

Но даже тогда пропагандисты, возможно, уже достигли своей цели. «С любой подделкой все, что требуется — это одно размещение на сайте для перепостов, и вы отмыли повествование», — сказал Ниммо. «Потом очень трудно убедить людей, что это подделка».

Александр Виноградов, подготовлено по материалам The Guardian