Facebook, Google и Twitter приняли решение защищать своих пользователей от воздействия российской пропаганды. О том, что они собираются предпринять и какой реакции можно ждать от Москвы, рассказывают французские медиа. L’Obs приводит слова президента PDG d’Alphabet (головной компании Google) Эрика Шмидта, который на конференции в Галифаксе пообещал вернуться к системе размещения информации от телеканала RT и агентства Sputnik в соответствии с их реальным рейтингом. До этого Шмидта упрекали, что сервис предоставил российским пропагандистам крайне выгодные условия. В частности, их сообщения регулярно появлялись в новостной ленте Google и даже монетизировались рекламной программой Google Adsense. В то же время Шмидт сообщил, что не хочет совсем запрещать эти СМИ. Зато, уже по сообщению пресс-секретаря компании, предполагается выделять некачественный контент, чтобы пользователи понимали с чем имеют дело.

Французское издание напоминает, что Кремль регулярно использует социальные сети для манипулирования общественным мнением, дезинформации и пропаганды. Возможно, они бы и продолжали тихо делать бизнес, но скандалы последнего времени, включая расследование в американском Конгрессе, заставили интернет-гигантов принимать меры. Так, Twitter лишил RT и Sputnik возможности покупать рекламные объявления для расширения контента, хотя они остаются доступными через учетные записи. А Facebook собирается запустить к концу года новый инструмент, который позволит проанализировать все действия в сети с января 2015 по август 2016 года. Это даст возможность выявить пропагандистское давление со страниц, зарегистрированных из России. В частности, будут изучены лайки пользователей, которым предоставят информацию, подвергались ли они воздействию российского контента, поясняет Le Monde.

Ответ, скорее всего, не заставит себя ждать. Россия в лице руководителя Роскомнадзора Александра Жарова уже объявила, что может прибегнуть к серьезным санкциям в отношении зарубежных социальных сетей на своей территории. Чиновник пообещал изучить, насколько меры, принятые ими, дискриминируют российские СМИ и в случае необходимости защитить интересы журналистов. Возмущение Москвы имеет не только политическую, но и финансовую подоплеку. Как выяснилось, до сентября Россия получала гарантированный доход от рекламы в YouTube, который также принадлежит PDG d’Alphabet. Затем статус привилигированного партнера был отозван. Ну, а как Россия защищает стремительно исчезающую возможность бомбардировать своей пропагандой Запад и одновременно зарабатывать там деньги, мы прекрасно знаем. Совсем недавно Госдума приняла закон, позволяющий квалифицировать любое зарубежное СМИ, как «иностранного агента» в ответ на требование США к каналу RT зарегистрироваться в качестве такового. Разница, правда, в том, что этому требованию американских властей предшествовало грубое вмешательство российских пропагандистов в президентские выборы. В связи с этим L’Obs напомнила, что также они вели себя и во Франции, где регулярно распускали грязные слухи о кандидате Макроне и движении En Marche.

Осторожность и половинчатые действия интернет-компаний в отношении Москвы объяснимы. Они рискуют российским рынком, к доходам от которого привыкли. С другой стороны, бывают ситуации, когда деньги не могут быть главным мотивом. Например, когда речь идет о наступлении на основные ценности западной цивилизации, в том числе, право человека на достоверную информацию и свободное волеизъявление. В последнее время российские «тролли» чувствовали себя в международных социальных сетях, как дома, распространяя фейки и добиваясь бана для тех, чья позиция им не нравится. Рано или поздно этому придется положить конец.

Галина Кириллович

Чтож, похоже слово «российский» становится клеймом в Западном мире, и в США канал RТ уже получил по заслугам. А судя по недавним расследованиям в Великобритании и Испании, не за горами и активные меры Евросоюза.